Решение президента Украины Порошенко о блокировке российских интернет-ресурсов стало одной из наиболее горячо обсуждаемых новостей в российских медиа и блогосфере. Причем, случилось редкое единение по этому вопросу кремлевского официоза и тех, кого принято считать независимыми авторами. Российские путинисты и их обычные оппоненты, комментируя это событие, совпали даже в терминологии и в выборе метафор. Известный российский интернет-деятель Антон Носик опубликовал в своем блоге статью под названием "Ну, здравствуй, украинское чучхе". Владимир Соловьев, посвятив решению украинского президента целый час в своей передаче "Вечер" от 16.05.2017, начал обсуждение этой жизненно важной для России проблемы с вопросов: "Украина решила бороться с Пхеньяном? Они головой поехали?". Полагаю, что независимый интернет-деятель Антон Носик мог бы украсить программу Соловьева, во всяком случае, по теме Украины. Поскольку то, что он написал в своей статье, практически полностью совпадало с тем, что в эфире Соловьева говорил, например, один из наиболее оголтелых соловьевских "экспертов" Дмитрий Куликов. Вот их характеристики решения Порошенко. Носик: "Клиническая психиатрия и политология чучхе". Куликов: "Это – шизофрения с признаками системности".

Российские телеканалы и даже считающиеся независимыми в России СМИ бдительно следят за каждым шагом украинского президента и одновременно странным образом оставляют без внимания важнейшие решения Владимира Путина. Вот, например, свежий Указ президента РФ № 213 от 16.05.2017, которым Путин наделил Федеральную Службу Безопасности правом изымать земельные участки для государственных нужд. Землю ФСБ теперь может изымать вместе с расположенными на ней объектами недвижимости. То есть к безграничной власти чекистов над личностью граждан РФ добавилась еще и безграничная власть над собственностью физических и юридических лиц. Информация об этом решении Путина в СМИ есть, но никаких пламенных комментариев от популярных журналистов и блогеров на сколько-нибудь известных медиа ресурсах мне найти не удалось.

Зато по поводу решения Порошенко о запрете российских сайтов в России кричат так, как будто это им запретили смотреть любимые НТВ с Первым каналом и общаться в Одноклассниках. Оставим в покое соловьевских "экспертов", им по работе положено ругать все, что происходит в Украине. Интереснее позиция интернет-деятеля Антона Носика, поскольку он ведь точно не по долгу службы, а вполне искренне обзывает украинского президента "идиотом", ну, и еще там по-всякому, в своей разухабистой манере.

"Цензура не может быть направлена против внешнего врага, она всегда работает только против собственных граждан, ограничивая их свободу выбора", - пишет интернет-деятель Носик и далее выносит приговор украинскому президенту: "Одним росчерком пера президент Порошенко далеко опередил Роскомнадзор и Ирину Яровую в движении к Пхеньяну". Конец цитаты.

Не будем придираться к вполне нелепому сравнению Петра Порошенко с Ириной Яровой и с Пхеньяном. Чего не скажешь в полемическом пылу. Важнее понять, нет ли в позиции Носика доли правды. Тем более, что в самой Украине немало патриотически настроенных людей, которые пишут примерно то же, что и интернет-деятель Носик, осуждая решение президента Порошенко.

Носик частично прав в том, что цензура не может быть направлена против внешнего врага. Прав и в том, что цензура, а запрет российских сайтов можно считать цензурой в широком смысле этого слова, ограничивает свободу выбора. Тут вряд ли возможна дискуссия. Но дальше Антон Носик заблуждается, надеюсь, что добросовестно. Заблуждение в том, что цензура всегда работает ПРОТИВ собственных граждан.

В Украине идет война с российским агрессором, который в этой войне использует не только артиллерию, но и информационное оружие, по силе воздействия превосходящее все, что ранее было изобретено человечеством в этой сфере. Советский агитпроп и пропагандистская империя третьего рейха отдыхают на фоне путинских информационных войск. Опасность и разрушительный характер российских медиа сегодня признают во всех странах, которые подвергаются их атакам. Во многих странах Запада ограничивается деятельность таких российских медиа как Раша Тудей и Спутник. Вводятся персональные санкции, ограничивающие въезд в страны западного мира руководителям федеральных телеканалов и других кремлевских медиа.

Украина подвергается российской информационной агрессии неизмеримо в большей степени, чем страны Запада в силу того, что большинство граждан Украины говорит на русском языке. Поэтому российские информационные войска хозяйничают на территории Украины, в головах части украинских граждан как у себя дома.

Противники блокировки российских сайтов часто признают некоторые резоны блокировки таких производителей лжи как НТВ, Первый канал и Россия -1, но возмущаются блокировкой социальных сетей, тех же Одноклассников и ВКонтакте. "Это же не пропаганда, там общаются обычные люди!", - восклицают оппоненты решения президента Порошенко, в том числе, и в Украине, где ВКонтакте и Одноклассники достаточно популярны.

Тут либо лукавство, либо незнание фактов. Администрация всех без исключения российских социальных сетей находится под плотной опекой российских властей. Приведу в качестве примера свои попытки завести аккаунт на Одноклассниках. Он просуществовал меньше недели. Не могу с уверенностью сказать, после какой именно публикации мой аккаунт был заблокирован навсегда, без малейшей возможности разблокировки. Могу гарантировать лишь, что "экстремизма" в любой из моих публикаций не больше, чем в той, которую вы, уважаемый читатель, видите перед собой. Мало того, многие из тех, кто, имея аккаунт в Одноклассниках, пытался разместить там мои статьи, потерпели неудачу. Администрация сети отвечала им, что "данный ресурс недопустим". Недавно узнал, что аналогичная судьба постигла аккаунт журналиста Аркадия Бабченко. Общая статистика "вечных" блокировок аккаунтов независимых авторов в российских соцсетях мне неизвестна, но, полагаю, что такой анализ объяснил бы в том числе и различия психологических портретов пользователей тех же Одноклассников в сравнении, например, с пользователями Фейсбука.

Так что "свободное" общение в российских социальных сетях несколько напоминает "свободные" прогулки во внутреннем тюремном дворике, что неизбежно сказывается на составе общающихся и характере общения. Даже если "дворик" просторный, а арестанты не замечают тюремных стен, колючей проволоки и автоматчиков на вышках.

Граждане Украины вместе с россиянами 17 лет подвергаются токсичному воздействию российских медиа, которые деформируют сознание, разрушают представления о добре и зле, навязывают ложные представления о мире и истории. Иммунитет против этих атак у граждан Украины выше, чем у россиян, но тем не менее интоксикация украинцев российским отравленным контентом является существенной проблемой и в деле защиты от российской агрессии и в деле движения в Европу.

В истории есть успешный опыт излечения народа от последствий такой интоксикации. После разгрома нацистской Германии победители провели комплексную программу денацификации страны, частью которой был план "перевоспитания народа". В рамках этого плана был осуществлен полный запрет деятельности всех изданий, сотрудничавших с нацистским режимом, в СМИ не допускались журналисты, ранее работавшие в нацистских изданиях, оккупационные власти выдавали лицензии на СМИ, была введена цензура. В Германии опыт излечения народа удался. Такую же задачу рано или поздно придется решать и России, задачу депутинизации. Украина предпринимает усилия, чтобы "отодвинуться" от России как можно дальше. Пытается провести последовательную десоветизацию и депутинизацию. Эти усилия следует всячески поддерживать.

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены