Поскольку много вопросов поступило по поводу того, как к СИЗО подготовиться (все, что ли, туда готовятся?) — коротко попытаюсь описать все же пару первоочреденых моментов, а то работать все равно не дадут. Во-первых, сделайте вот какой неожиданный шаг. Пройдите диспансеризацию. И, посещая разных докторов, хорошо прислушайтесь, где у вас колет и пощипывает, где покраснело или екнуло, обратите на это внимание специалистов. Получите направления, назначения и диагнозы. Чем страшней, тем лучше. Не бойтесь преувеличить. Пусть все это будет вклеено в вашу медицинскую карту. Карту не оставляйте в регистратуре, а унесите с собой и отдайте ее вашему адвокату или доверенному человеку. Соберите свои старые документы о болезнях и операциях, перенесенных с самого детства. Поступите с ними аналогично. Пусть все это окажется в изоляторе, в вашем личном деле, когда там окажетесь вы.
Для меня очевидно, что худшее, что есть в СИЗО — это медицина. Когда вам будут предлагать от любой болезни четыре таблетки анальгина или парацетамола на камеру из двадцати человек, ваши запасы медицинских документов вам весьма пригодятся. Вы будете к ним апеллировать, требуя градусник. Пока документов нет — вы официально здоровы. Пока не умрете. И, возможно, даже тогда. Хотя, скорей всего, вас успеют освидетельствовать и даже освободить. За день до смерти.
Определите человека или круг людей, которые будут за вас бороться с воли. Не только по вашему уголовному делу, но и по тем проблемам в неволе, которые неизбежно будут у вас возникать. Держите постоянную связь с этими людьми: через адвоката, через услугу ФСИН-письмо, иными способами. Если происходит нечто экстремальное — воспользуйтесь для связи с группой поддержки адвокатом сокамерников или еще чьим-нибудь. Передайте информацию. Если у вас адекватная группа поддержки — она поймет, как распорядиться информацией и среагирует оперативно. Выбирая защитника, задайте ему каверзный вопрос: а вы вообще когда-нибудь были в СИЗО? Вы знаете, где он находится, СИЗО? А какой у него адрес? Отдайте предпочтение тому адвокату, который знает, что изоляторов в Москве несколько.
Узнайте, как сделать, чтоб на вашем счету в СИЗО были деньги, пусть они там появятся быстро. Вы сможете ими распоряжаться. Пусть вы будете уверены в том, что перечи с воли будут приходить регулярно. Предупредите группу поддержки, чтоб вас подписали на средства периодической печати. Сразу узнайте, каким образом в СИЗО для вас могут быть переданы книги.
Прочитайте законодательство, регламентирующее ваши права и обязанности в изоляторе. В первую очередь:
— ФЗ—103 "О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений" в действующей редакции,
— ПВР СИЗО УИС в действующей редакции (2010 г.),
— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минюста РФ № 640190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу".
Слушайте, так много вопросов, где это взять... В Консультанте—плюс возьмите. Сейчас и по выходным — в открытом доступе. Если это сложно — залить для вас на сайт? Это не очень сложно сделать. Скажете — зальем. Но это — вообще не проблема.
Знание вами этого законодательства — ваше оружие в борьбе за ваши права, если они вдруг будут нарушены, не приведи Всевышний, и залог вашей уверенности в собственной правоте. А это — очень важно. Узнайте о ваших правах на подачу жалоб и заявлений, порядок их внесения и регистрации, прогулки, правовое положение в карцере, баня, количество продуктовых и вещевых передач, свидания, порядок и основания перевода из камеры в камеру, в каких случаях и как вас вправе обыскивать, и так далее. Так вы будете относительно гарантированы от беспредела, и с вами не случится "казус Мохнаткина в карцере".
Общее пожелание. Оставайтесь спокойны. Я не согласна с теми, кто предлагает относиться к СИЗО как к интересному короткому приключению или турпоходу. Так очень быстро можно перегореть. Если вы уж там оказались — отдайте себе отчет в том, что это может оказаться надолго. Что надо принять определенные правила на некоторое, возможно, — не очень короткое время, и это будут не те правила, к которым вы привыкли на воле. Перенастройтесь. Это просто определенный отрезок жизни, который вы проведете не так, как привыкли. Не лучший отрезок, но в целом — ничего страшного.
Итак, в общении с сотрудниками СИЗО оставайтесь спокойны. Если вам кажется, что в отношении вас нарушается закон, если у вас есть в этом сомнения, если вас заставляют делать что-то, что вам не нравится, — сдержитесь. Не ругайтесь, не кричите, не сопротивляйтесь. Если вы, конечно, не умеете взглядом или словом останавливать танковую атаку. Подчинитесь. Но предупредите: вы знаете, мне кажется, что что-то идет не так, нарушаются мои права, о чем я немедленно уведомлю своего адвоката, начальника учреждения, его руководство в УФСИН и надзирающего прокурора, а также уполномоченных по правам человека и своих знакомых в ОНК в письменной форме. Вам скажут: да жалуйся куда угодно, — по окончании неприятной процедуры — пойдите и напишите всем этим ответственным лицам. Никогда не угрожайте тем, что не собираетесь или не можете исполнить, иначе в ваши угрозы не будут верить. О вас будут судить по вашим действиям, а не вашим словам.
Имейте список адресов, в которые вы планируете жаловаться на допущенные в ваш адрес нарушения.
Вот примерный список этих адресатов:
В Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН) (адрес: ГСП—1, 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 14) (указать телефон);
Генеральную прокуратуру Российской Федерации (адрес: ГСП, К—9, 103793, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 15 А);
в Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) (адрес: ГСП—1, 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 14) (указать телефон);
Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации (адрес: 103084, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47) (указать телефон);
в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в его уголовном, гражданском или ином деле (адрес: 190000, г. Санкт—Петербург, Сенатская площадь, д.1) (указать телефон);
в Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по г. Москве: 125130, г. Москва, ул. Нарвская, дом 15—А (указать телефон);
в Общественный совет при УФСИН России по г. Москве: 125130, г. Москва, ул. Нарвская, дом 15—А (указать телефон);
в Общественную наблюдательную комиссию г. Москвы: 101000, г. Москва, Лучников переулок, дом 4, подъезд 3, комната 22 (указать телефон); Члену ОНК Москвы Каретниковой А.Г.: 127051 г. Москва, М.Каретный пер., д. 12 (тел. 8 (926) 247—11—19),
Уполномоченному по правам человека в г. Москве: 119019 г. Москва а/я 49, ул. Новый Арбат д. 15 (тел. : 8(495)957—05—85).
Узнайте номера телефонов сами, пока вы на свободе, слава Богу, не выносите мне мозг. Мой телефон и адрес тут есть.
Откажитесь от всех предложенных ранее правил, если в отношении вас творится беспредел. Вот если беспредел — тогда колотите в дверь, кричите в коридоре на камеры (они много где стоят), кричите в окно, ну, это вас без меня научат, что делать в случае беспредела. Физическую силу по возможности не применяйте. Это вам не нужно. Не поддавайтесь на провокации и громко озвучьте свое намерение не поддаваться на провокации.
Как вы узнаете и отличите беспредел? Вы узнаете его, если нашли время почитать законы. Если вы не нашли времени, вы узнаете беспредел как обычно, исходя из обычной человеческой логики. Вас не имеют право бить, пытать, оскорблять, целенаправленно унижать (не спутайте с обысковыми мероприятиями), насиловать, вымогать нецелесообразно крупные суммы денег, не оказывать вам медицинскую помощь, если она жизненно вам необходима. Защищайте своих товарищей по несчастью, если беспредел происходит в их отношении. Вообще помогайте тем, кому еще хуже, чем вам. И вам зачтется.
В остальном ведите себя так, как вам органичней. Люди же разные. Кому-то органичней договариваться (в разумных пределах), кому-то спокойней платить, кто-то привык держать дистанцию и говорить на языке права.
Не боритесь за все на свете права человека, если решили бороться. Особенно не боритесь за дурацкие или мнимые. Это вряд ли порадует всех ваших сокамерников. Вообще выясните их мнение на этот счет. Выберите те, которые для вас жизненно необходимы или особенно актуальны. Это, повторюсь, в первую очередь может касаться вашего здоровья или защиты от беспредела. Но если вы вообще по жизни борец — оцените риски и боритесь.
Как — это я в следующий раз как-нибудь расскажу. Законными, разумеется, методами. Про другие я вообще ничего не знаю.
И, заметьте, я тут не учу, как вести себя в камере с сокамерниками. Этому пусть поучат те, кто там сидел. Кстати, велкам.
И это была проповедь о СИЗО от 3-го февраля, как любит говорить старик Лимонов.
! Орфография и стилистика автора сохранены