По данным ФОМ, 82% россиян никогда не слышали о "креативном классе", точно знают, кто это такие — 2%. "Креативный класс" считался лидером "белоленточного протеста" и главным выгодоприобретателем при теоретической победе над властью. Россия еще не доросла до политического представительства креаклов, их доля в стране — меньше, чем в США в конце 1950-х.

Название "креативный класс" было придумано американским публицистом и урбанистом Ричардом Флоридой в начале нулевых. В 2002 году он выпускает книгу "Восстание креативного класса", и после этого данным термином стали называть некую искусственную социальную группу, объединенную одним началом — творчеством, за которое платят деньги.

Справедливости ради, следует упомянуть, что официальное определение этому "классу" появилось на год раньше выхода книги Флориды. "Креативные сферы промышленности опираются на индивидуальные творческие способности, умения и талант, а также обладают потенциалом для создания богатств и рабочих мест путем производства и использования интеллектуальной собственности" — термин министерства культуры, информации и спорта Великобритании, 2001 год.

За это время Ричард Флорида и его последователи написали множество пояснений про "креативный класс". Их можно свести к кратким фрагментам.

— Творческая элита есть двигатель прогресса.

— "Новая экономика" сосредоточена в городах, а не в пригородах (предыдущий урбанистичный тренд в США).

— Толерантность основа "креатива". Есть прямая зависимость между количеством представителей ЛГБТ, богемы и иммигрантов с одной стороны и творческих личностей — с другой. Открытая и толерантная среда привлекает креативных людей, где они являются более свободными в своих действиях и самовыражении.

Чтобы придать бОльшую значимость сконструированному им классу, Флорида в "креативные" записал не только людей творческих профессий, но и представителей группы с "творческим подходом к работе" — врачей, учителей, ученых и даже бизнесменов.

В целом в "креативном классе" он насчитал 40 млн. человек — 30% рабочей силы США. Из них по-настоящему творческих работников (дизайнеров, поэтов, художников, журналистов, архитекторов и т.п.) — только 10 млн., 7-8% работников, не такая уж и весомая группа.

Флоридой был предложен совсем краткий тест, как определить настоящего представителя "креативного класса" — кроме творческой работы, он не соблюдает дресс-код на работе, а также не имеет фиксированного рабочего времени.

Во время протестов в России зимой 2011/12 некоторым публицистам показалось, глядя на 70-тысячные митинги, что в России подрос свой "креативный класс". И именно он готов взять если уж не управление страной, то консультирование выбранных им оппозиционеров.  Не будем подробно описывать идеологию лидеров "болотной оппозиции". Укажем лишь, что затухание протеста, похоже, явилось полной неожиданностью для верхушки несогласной оппозиции. Власть, несмотря на свою дремучесть, к сожалению, легко вернула статус-кво.

Такой финал был закономерен. Несмотря на катастрофическое падение рейтинга Путина и разочарование всеми людьми во власти вообще, большинство россиян, как показывают данные социологов, не увидели в оппозиции тех, кому можно доверить управление страной. "Электоральное болото", которое составляет 60-80% населения, осталось безучастно к светлым порывам "креативного класса".

Этот вывод доказывают и данные социологов. Как показало исследование ФОМ, понятие "креативный класс" известно всего 2% россиян, что-то о нем слышали 15%, никогда о нем не слышали 82%. Даже среди москвичей о среднем "классе" слышали только 31% людей.

При этом "средний класс" не вызывает неприятия у тех, кто знает о нем. Государственная пропаганда, навязывавшая противостояние условного "Уралвагонзавода" и креаклов, сработала впустую. Положительных оценок "креативный класс" удостоился у 10%, знающих о нем, отрицательных — всего 1% (безразличное — тоже 1%). Вопреки ожиданиям охранителей, никто из простого народа рвать на куски "зажравшихся протестующих" не хочет.

Россия была и остается отсталой страной в сфере социально-экономических отношений. Никто в России точно не знает, сколько же у нас "креативного класса" в численном отношении, но опрос ФОМ, скорее всего, показал его — 2% или чуть более. Для сравнения, Ричард Флорида писал, что в начале 1960-х в США "креативный класс" составлял 5%, в 1950-х — 3-4%. По этому показателю отставание России от Америки — 50 лет минимум.

Но не стоит переоценивать роль "креативного класса" в США. Множество экономистов, урбанистов и социологов "разоблачают" теорию Ричарда Флориды, с цифрами в руках доказывая, что эта страта в целом никак не улучшает общество. Один из самых злостных критиков — Джоэль Коткин, показывающий, что коммуны креаклов фактически превратились в гетто, оградив себя "стеклянными перегородками", за пределами которой стоят недобрые люди с камнями в руках. Численность "креативного класса" растет очень медленно, тогда как число обездоленных — очень быстро. В последнюю он включает рабочих и даже служащих. К примеру, в разгар кризиса 2008 года безработица среди креаклов выросла всего на 1,9 процентных пункта — до 4,1%, среди рабочих — с 6,5% до 14,6%, в сфере сервиса — с 5 до 9,3%. Коткин и ему подобные последователи олдскула — ярые последователи программы Обамы по реиндустриализации США, переноса обратно в нее фабрик и заводов, выведенных за последние 20 лет из страны, масштабного железнодорожного строительства, расширения добычи сланцевого  газа и угля.

(Карта, показывающая концентрацию "креативности" в мировом масштабе)

Есть и другие цифры, показывающие несостоятельность теории Флориды относительно толерантности этой группы. Оказалось, что равной оплаты труда мужчин и женщин внутри этой страты тоже нет. Мужчина-креакл в среднем зарабатывает 82009 долларов в год против 48077 долларов у женщин. Но даже если "очистить" вводные данные — мужчины обычно имеют более продолжительный труд, квалификацию и стаж — разница между полами в "креативном классе" все равно останется большой — около 23,7 тыс. долларов.

Наконец, еще одним доводом не в пользу "креативного класса" будут данные исследования о престижности той или иной профессии в США. Из 200-х специальностей самой худшей признана профессия газетного репортера — в России этот пласт вообще составляет основу этого класса (как и протестного потенциала). Недалеко от него ушла профессия актера (197 место). На 188 месте — фотожурналист. Зато в самом начале списка — большое число медицинских специальностей: ортопеды, дантисты, бионженеры. Также в первой двадцатке лучших специальностей в Америке — социологи, математики, статистики.

Все то, что в США считается престижным — в России находится в полном загоне. Как уже говорилось выше, Ричард Флорида этих людей тоже относит к "креативному классу", пусть и не к его ядру, а периферии. Восстание этого класса уже однажды свергало режим в нашей стране — в 1989-91 гг. И вот наверху очень бы не хотели пробуждения остатков российской интеллигенции, тоже "креативного класса" в американской терминологии — пусть и с хилыми кулачками, но эти люди готовы идти до конца.

Выше — понятная карта, сделанная Ричардом Флоридой, процент "креативного класса" в той или иной стране. В лидерах Сингапур (47,3%), Голландия (46,3%), Швейцария (44,8%). Россия занимает 20-е место в мире (38,6%) и по этому показателю опережает США. Как уже говорилось выше, просто нашему настоящему "креативному классу" никто не объяснил, кем он является на самом деле (а не презренными бюджетниками).

+++

Надвигающаяся трагедия для креаклов на примере "дела Кабанова"

Трагедия в семье Кабановых высветила сразу несколько серьезных социальных проблем, надвигающихся на "креативный класс" (креакл): 1)бесперспективность существования приезжих в Москве 2)свертывание объема интеллектуальных работ 3)отсутствие социала для креаклов-аутсайдеров.

***

О чем мечтают россияне?

Успех для россиян — это Золушка (для женщин) и Емеля-дурак (для мужчин). Отсутствие классовой солидарности и самопожертвования (жлоб). Лучшая историческая эпоха — при Путине. Ничтожная доля либералов и малая — европейцев. Мегаполис как оплот консерватизма. Примерно так выглядит российское общество и его мечты.

***

80% россиян еще не готовы к демократии

22% "русских европейцев" имеют гораздо больше общего с французом или шведом, чем с остальными 78% своих сограждан, подтверждая вывод многих социологов, что на территории страны есть две России — одна косная, до сих пор описываемая на Западе как "кнут, водка, погром, мужик, медведь и балалайка", и передовая, к которой применимы эпитеты "Ломоносов, Пушкин, Толстой, академик Павлов, Большой театр и Бродский".

 

Павел Пряников

ttolk.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены