Прошедшие выборы мэра Сочи имели чрезвычайно важное значение для демократической оппозиции по той причине, что Борис Немцов представлял на них не только себя лично, но и новую организацию "Солидарность". Она образовалась в прошлом году и задумана была как прообраз польской "Солидарности", сыгравшей роль спускового крючка в крушении тоталитарных режимов Восточной Европы. А главная идея программы Немцова по децентрализации проведения Олимпиады является, по сути, идеей всей "Солидарности".
Одним из авторов концепции децентрализации можно считать и члена политсовета Ивана Старикова, который поделился своими впечатлениями о выборной компании в Сочи.
— Немцов, выступая перед своими стронниками в Москве, назвал только две допущенные ошибки в ходе избирательной кампании: не просчитанные риски, связанные с договором только с одной типографией на печать листовок, и неполную готовность к началу кампании распространителей этих листовок. Иван Валентинович, а как вы оцениваете работу штаба Немцова?
— Я не могу объективно оценивать всю работу штаба, так как по личным причинам не смог принять в его работе активного участия. Кроме того, была и другая причина. Мой проект избирательной кампании был отвергнут. Я считал, что в кампании должно быть одно яркое мероприятие, о котором бы заговорил весь город. Например, для участия в выборах в Красноярске Александр Лебедь пригласил Ален Делона. Это был верный ход, который основывается на психологии людей, живущих в провинции. Они ощущают себя в известной степени оторванными от той, кажущейся им "прекрасной" жизни, которую они видят с экранов своих телевизоров. Любой человек ждет "чуда", если не собственного превращения, то хотя бы преображения, хотя бы через приближение к "звездам". Так вот, я предлагал привезти в Сочи команду советского хоккея, легендарных хоккеистов, очень любимых старшим поколением. Это бы очеловечило кампанию и позволило бы изменить отношение пожилых людей к Борису Немцову. Хоккеисты готовы были провести показательный матч, а также участвовать в пресс-конференции в поддержку олимпийской программы Немцова.
—По какой причине эту идею отклонили?
— По финансовым. Борис сделал ставку на личные встречи, на свое обаяние и на свои ораторские способности. Я понимаю, что в условиях информационной блокады это было вынужденное решение. Тем не менее нельзя было надеяться только на себя. Необходимо было создавать группу доверенных лиц, которые бы также проводили встречи и агитировали за Немцова. Притом в агитации следовало опираться на разные темы, а не только на тему Олимпиады. Она актуальна в основном для жителей Имеретинской долины, которых выселяют, но не задевает за живое жителей других районов. Сочи – своеобразный город, растянутый на 140 км, в него входят и горные аулы. Горцев тоже Олимпиада не особенно волнует, там своих полно проблем. Например, фокус-группа показала, что обещание заморозить тарифы не вызывает энтузиазма у сочинцев, потому что они и так высокие. Население убеждено, что их надо снижать. Так что, творчески подходя к делу, по ходу кампании надо было перестраиваться.
—Какие еще уроки преподнесла кампания?
— Мы блестяще отстроили механизм наблюдения за выборами в день голосования. Но пока мы долбились в эти "ворота", власть вышла в другие. Единороссы придумала новые способы фальсификации, и на этот раз они вырвали победу за счет досрочного голосования. Надо было по поводу этого вранья раньше поднимать шум, а мы сосредоточились на дне голосования. При этом все кинулись на обманку, что граждане Абхазии будут участвовать в выборах. СМИ подняли волну, поставили на пограничном избирательном участке наблюдателей, а в результате на нем проголосовало 4 человека. Мы же угодили в ловушку. 26 апреля к 8 часам утра, когда наши избиратели пришли на избирательные участки, власть уже имела гандикап в 25 процентов. Пока же мы ничего не придумали, что можно этому противопоставить. Тем не менее даже в этих условиях жесточайшего прессинга власти, по официальным данным, объединенная оппозиция набрала 13 процентов голосов, то есть превысила барьер прохождения в парламент. Этот успех, я уверен, мы сможем закрепить на следующих парламентских выборах.
— Как вы считаете, чей вклад в "победу" Пахомова больший: федеральной власти или краевой?
— Конечно, это очередная "победа" Суркова. Но экономически усилилась кубанская группировка губернатора Александра Ткачева. Это не очень понравится федеральному центру, как и ткачевская идея создать местную управляющую компанию по реализации олимпийских проектов. Центр заинтересован в том, чтобы местные власти выполняли "черную работу", но не рулили финансами. Перед сегодняшним "триумфатором" будет поставлена одна задача: выселить людей из Имеретинки. Удастся ли ее ему решить? Ведь его предшественникам за год ничего не удалось сделать. Тогда как жители Имеретинской долины выстроили свою защиту, они заручились поддержкой многочисленных правозащитных организаций, в том числе и Human Rights Watch. Более того, жители направили в МОК письмо-предупреждение, что в конечном счете Международный олимпийский комитет несет ответственность за нарушение прав граждан России. В этой ситуации Пахомов будет вынужден принимать жесткие меры, и, как следствие, поднимется новая волна протеста. Жители будут искать помощи в том числе и у федеральной власти, тогда все вспомнят лозунг Немцова – "Вернем Сочи федеральный статус!". Кроме того, этот курортный сезон будет провальный. Мало кому захочется отдыхать на строительной площадке под шум экскаватора. Это тоже приведет к очередному всплеску недовольства. А через год должны состояться выборы в городское собрание Сочи, которые сложнее сфальсифицировать. "Солидарность" должна в них участвовать, выставив в каждом округе своего человека. Здесь можно плотно поработать со "Справедливой Россией", обиженной властью: ее кандидата сняли с выборов. На мой взгляд, мэр не досидит до Олимпиады. Через год мы сможем взять реванш, надо только работать.
— Какие, на ваш взгляд, "Солидарность" должна сделать оргвыводы?
— Решение о назначении руководителем штаба Ильи Яшина Борис Немцов принимал единолично, он лично занимался формированием команды, а это, по моему мнению, неверно. Должно быть на этот счет коллективное решение, так как он представлял не только себя, но и "Солидарности". На мой взгляд, работа штаба могла быть более плодотворной. Например, на своих встречах Борис Немцов вел переговоры с разными группами влияния, потом все договоренности передавал в штаб, но дальше с ними никто не работал. Не принимались во внимание ценные советы, которые не совпадали с мнением руководства штаба. Из штаба был удален Роман Ткач за то, что он не соглашался с Ильей. Например, именно Роман говорил, что нельзя сосредотачиваться только на олимпийской тематике, надо поднимать и малые проблемы. Все предъявленные ему претензии я считаю необоснованными. Также почему-то не у дел остался и Сергей Давидис, несмотря на то что он провел очень грамотное социологическое исследование.
— По-вашему, другие члены "Солидарности" в кампании Немцова должны были играть большую роль?
— Конечно, многие рассчитывали, что руководителем штаба будет Денис Билунов, но он взял самоотвод, по той причине, что у него нет опыта ведения избирательных кампаний, он, насколько я знаю, советовал Немцову привлечь к работе более опытного в таком деле человека. В этом я с ним полностью согласен. Однако Немцов остановил свой выбор на Яшине, с которым из-за его склонности к фанаберии многим не очень комфортно было работать. В случае если кто-то и хотел проявить свою инициативу, помочь Немцову, ему приходилось искать контакт с руководителем штаба. Здесь Илья сыграл роковую роль. Вместо того чтобы из местных создавать мощную когорту, которая бы проводила идеи Немцова, штаб рассчитывал только на себя. Илье не хватает житейского такта, и его ум еще не обладает должной гибкостью. Грация ума не зависит от образования. Можно окончить восемь университетов, но при этом не научиться воспринимать психологию разных людей.
— Значит, вы считаете, что Борис Немцов ошибся в выборе руководителя штаба?
— Думаю, что ошибся. На месте руководителя штаба должен быть другой человек, более гибкий, более компромиссный, чувствующий разных людей. Кстати, Яшин при прохождении в политсовет "Солидарности" получил не слишком большой процент голосов, несмотря на то, что он энергично взялся за дело, провел конференции во многих регионах страны. Это что-то ведь значит. Хороший руководитель получается при синтезе технолога и психолога. Такого человека в штабе Немцова не было, и в должной мере организационный потенциал "Солидарности" не был задействован.
— Какие позитивные моменты вы бы отметили в кампании?
— Прежде всего, Борис Немцов получил колоссальную тренировку "политических мышц", а то в последнее время он несколько подутратил остроту чувствования момента. Встречи с жителями Сочи — это его большой политический капитал. Кроме того, на выборах в Сочи произошло знаковое событие: Немцова поддержали два крупных политика, таких как Каспаров и Касьянов. Гарри приехал в Сочи и честно отработал несколько дней, агитируя за Бориса. Леонид Гозман также высказался в поддержку Немцова. Таким образом, мы видим, что преодолевается раздробленность разных политических сил. Политики готовы, переступив через ревность, переступив через личные амбиции, ради общественных интересов поддержать других. Это главное завоевание, которое можно реализовать на московских выборах в городскую думу и в контакте с другими партиями их выиграть.