С каждым днем становится все очевиднее, что правительство, вместо того, чтобы решать экономические проблемы, само становится одной большой проблемой. Своими высказываниями и сопутствующими им часто диаметрально противоположными действиями «слуги народа», по воле злого рока оказавшиеся на вершине государственного Олимпа, приближают страну к критической точке, за которой негативные тенденции в экономике станут необратимыми.
ПУТИН
Ознакомимся с выступлением премьера Путина на 22-м заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям, состоявшимся в начале прошлой недели.
Значительная часть речи посвящена негативному влиянию США на возникновение и развитие мирового финансового кризиса.
«У нынешнего кризиса есть отличительная черта, — раскрыл нам глаза Путин, — если эпицентром предыдущего глобального кризиса 1997-1998 года были развивающиеся рынки, то теперь эпицентром являются сами Соединенные Штаты». Далее премьер развивает мысль о глобальном виновнике происходящих потрясений: «Ипотечный рынок (США — авт). стал тем, что называют мыльным пузырем, который начал постепенно сдуваться и, кроме того, стало очевидным, что обещания Администрации США справиться с двойным дефицитом бюджета и платежного баланса не могут быть исполнены. Одновременно государственный долг США вышел на критический уровень, а доллар стал самым слабым с 1973 года. Все это свидетельствует о том, что США вступили в период жесткой рецессии».
Насколько объективен Путин?
Во-первых, рецессия в США еще не наступила, хотя вероятность реализации такого сценария остается высокой: в I квартале этого года рост ВВП США составил 0,9%, а во II квартале — 2,8%.
Во-вторых, «двойной дефицит бюджета и платежного баланса», как выразился премьер, наблюдался, например, в 80-е годы, в эпоху Рейгана. Например, в 1980 году дефицит федерального бюджета США составлял 2,2% ВВП страны, а в 1987 году — уже 3,3%. То же самое можно констатировать по поводу торгового баланса: если в 1980 году сальдо внешней торговли США было положительным и составило $2 млрд., то в 1987 году внешнеторговый дефицит достиг уровня в $170 млрд.
И тем не менее, эпоха 80-х считается одной из наиболее успешных в американской истории: инфляция сократилась с 13,5% в 1980 году до 3,7% в 1987-м, безработица — с 7,1% до 6,2%, а ВВП за тот же период вырос на 20,2%. Кстати, ВВП США на душу населения в 1987 году составлял $17,9 тыс. в ценах того года. Для справки: ВВП России на душу населения по итогам 2007 года составил $9,6 тыс., но уже в ценах 2007 года (в США — $45,8 тыс)..
В-третьих, утверждение Путина о том, что «финансовый кризис в США заразил всю мировую финансовую систему» также выглядит спорным.
Конечно, представлять ситуацию в таком свете выгодно геополитически, однако многие исследователи обоснованно считают, что мировой финансовый кризис был предопределен, а крах американской ипотеки стал лишь стартовым сигналом.
Вот что пишет об этом директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев в аналитическом докладе «Фондовый рынок: пределы роста и глубина падения»:
«Принято считать, что если бы не американский ипотечный кризис 2007 года, угрозы для мировых финансовых рынков не было бы. Проведенный анализ, результаты которого свидетельствуют о ключевом значении для фондовых рынков показателя капиталоемкости ВВП (отношения совокупной капитализации рынка акций национальных компаний к объему номинального ВВП — авт)., говорит о другом: мировой финансовый кризис 2008 года явился результатом глобальной перекапитализации рынков, а не ипотечного кризиса в США 2007 года, явившегося всего лишь катализатором разрастания кризисных явлений».
Оставим эти огрехи на совести самого премьера, после кавказских событий ветренно перенесшего США из списка друзей в перечень врагов, а также его экономических советников, часто представляющих реальную картину в искаженном виде. Перейдем к перспективам российской экономики.
В этой части выступления Путин называет три компонента, которые, по его мнению, помогут избежать России серьезных потрясений.
Компонент первый: «В первую очередь, политика сбережений части нефтяных доходов в бюджете означает, что падение цен на нефть будет полностью компенсироваться резервным фондом Правительства. В 2009 году бюджет будет сбалансирован даже при среднегодовых ценах на нефть в 70 долларов США за баррель». Эти слова означают как минимум два следствия — в ближайшее время государство намерено распечатать резервный фонд (его объем на 1 октября этого года составил $141,0 млрд)., а среднегодовая цена барреля нефти Urals по прогнозам российских финансистов должна быть в пределах $70 за баррель (по итогам торгов 24 октября 2008 года — $58,6 за баррель с вероятностью дальнейшего снижения).
Компонент второй: «Другой важный компонент прочности и стабильности — в 2009 году мы ожидаем положительный счет текущих операций, несмотря на падение цен на энергоресурсы».
И здесь позволим себе усомниться. По итогам 2007 года из $120,9 млрд. иностранных инвестиций лишь 23,0% составили инвестиции в основной капитал. Остальные — либо портфельные инвестиции (3,5%), либо кредиты (73,5%). Понятно, что ожидать в следующем году такого притока — сумасшествие.
В январе-сентябре этого года наблюдается тенденция к значительному снижению иностранных поступлений в экономику России. Если за первое полугодие инвестиции в банковский сектор составили $26,9 млрд., то в III квартале — $8,8 млрд., в реальный сектор за первое полугодие поступило $73,2 млрд., за III квартал — $17,8 млрд.
Российское правительство главные надежды по-прежнему возлагает на экспорт минеральных ресурсов, металлов и металлоизделий, удельный вес которых в общей структуре экспорта стабильно превышает 80%. И если цены на природные ресурсы снижаются (например, цена нефти, а следовательно поступления от ее экспорта за июнь-октябрь этого года снизились более чем наполовину), то импорт в Россию растет прежними темпами: в январе-сентябре 2008 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года он возрос на 42,1%.
Очевидно, что счет текущих операций даже к концу нынешнего года преподнесет российскому руководству неприятные сюрпризы, а в следующем году будет стремиться к нулевой отметке.
Компонент третий: «Большие валютные резервы, являющиеся инструментом для поддержания стабильного обменного курса, на мой взгляд, крайне важны».
На валютных резервах подробно останавливаться не стоит. Всем известны темпы их снижения в последние месяцы. С 1 августа по 1 октября резервные активы России в иностранной валюте снизились с $462,0 млрд. до $402,3 млрд., а международные резервы 1 октября по 17 октября сократились с $597,3 млрд. до $515,7 млрд., причем, в последние четыре недели международные резервы усыхают со средней скоростью $15 млрд. в неделю. Однако важно не это, а то, что в последнее время буквально все руководители страны, имеющие отношение к экономике, в один голос успокаивают население, что девальвации рубля не будет, хотя непонятно, как в условиях снижения цен на нефть, газ, металлы и другие полезные ископаемые можно выдерживать существующие параметры доходов федерального бюджета. Не за счет же повышения внутренних цен на бензин (хотя почему бы и нет?).
Из других достойных внимания пассажей путинской речи можно выделить скрытый намек на грядущее сокращение количества российских банков:
«Сегодня, например, (20 октября 2008 года — авт). Центральный Банк России проводит первый аукцион по депозитам без залогов. Эта мера по поддержанию ликвидности охватит более 120 банков Российской Федерации. Поддерживая банки, мы исходим из необходимости обеспечить доведение ликвидности до конкретных предприятий реального сектора».
Таким образом, из 1126 кредитных организаций, действовавших в России на 1 октября 2008 года реальная поддержка дойдет не более, чем до 10% банков. Остальные или выплывут самостоятельно, или утонут.
В заключение анализа путинской речи, отметив, что «в ближайшее время Правительство Российской Федерации примет дополнительные меры по поддержке банковского сектора и реального сектора экономики», представим известные на данный момент анонсы финансовой помощи (таблица 1).
Таблица 1. Объем государственной финансовой поддержки на 26 октября 2008 года
Сумма (млрд. руб). |
Источник |
Получатель |
1500 |
Федеральный бюджет |
Коммерческие банки (депозиты) |
75 |
Федеральный бюджет |
ВЭБ (взнос в уставный капитал, поддержка финансового рынка в |
175 |
Федеральный бюджет |
ВЭБ (взнос в уставный капитал, поддержка финансового рынка в |
200 |
Федеральный бюджет |
АСВ (взнос в уставный капитал, санация банков) |
60 |
Федеральный бюджет |
АИЖК (взнос в уставный каптал, для поддержки ипотеки) |
1350 ($50 млрд). |
Международные резервы |
ВЭБ (для рефинансирования внешнего долга) |
950 |
ЦБ (500 млрд. руб)., Фонд нац. благосостояния (450 млрд. руб). |
Сбербанк (500 млрд. руб)., ВТБ (200 млрд. руб)., Россельхозбанк (25 млрд. руб)., другие (225 млрд. руб). |
700 |
ЦБ |
120 коммерческих банков (беззалоговые кредиты) |
135 ($5 млрд). |
ЦБ |
Адресная поддержка ВЭБа (Связь-банк, Глобэкс) и Газэнергопромбанка (Собинбанк) |
175 |
Фонд нац. благосостояния |
Реальный сектор (покупка российских ценных бумаг) |
135 |
Госкорпорация по развитию ЖКХ |
Коммерческие банки (депозиты) |
143 |
Фонд реформирования ЖКХ |
Коммерческие банки (депозиты) |
Итого без мер косвенной поддержки — 5598 млрд. рублей или 62,5% доходной части бюджета-2008 или 17,0% ВВП прошлого года. Почти 1,5 трлн. рублей анонсированной помощи уже поступило: это размещенные Минфином временно свободные бюджетные средства (862 млрд. рублей), средства госкорпорации ЖКХ (143 млрд. рублей), беззалоговые кредиты ЦБ (388 млрд. рублей), взносы в капитал ВЭБа на страховку операций репо (75 млрд. рублей).
Где эти деньги, Владимир Владимирович? Вот данные о банковской ликвидности за 17 октября по 24 октября 2008 года (таблица 2).
Таблица 2. Сведения об остатках средств на корреспондентских счетах кредитных организаций за период 17-24 октября 2008 года
Дата |
Остатки |
17 октября |
606,6 |
20 октября |
506,2 |
21 октября |
713,0 |
22 октября |
684,4 |
23 октября |
592,7 |
24 октября |
524,4 |
Источник: Банк России.
Как видно, за прошедшую неделю остатки средств на счетах банков в ЦБ не только не увеличились на суммы, сопоставимые с выделенными 1468 млрд. рублей, но наоборот уменьшились на 82,2 млрд. Возможных путей использования выделяемых средств как минимум три. Первый — погашение налоговых платежей по НДС и НДПИ, а также возврат Минфину ранее полученных депозитов. Второй — кредитование постоянных контрагентов, а также тех компаний, на которые укажут в Доме Правительства. Третий и самый очевидный — вывод средств за границу. Последний вариант как наиболее вероятный подтверждает бывший зампред банка России Алексашенко, делающий следующие выводы.
Первый: «банкам удалось создать бесперебойно работающий механизм. Сначала они закупают у Центробанка валюту, потом бегут в Белый дом или Кремль, крича, что на рынке снова коллапс, что опять не хватает ликвидности».
Второй: «к 10 октября Центральный банк потерял примерно $45 млрд., или 15% собственных (не считая средств Минфина) ликвидных валютных резервов. Если добавить к этому $4 млрд, выданных на спасение «КИТ Финанса» плюс 2,5 млрд. на спасение Связь-банка плюс полмиллиарда на Собинбанк, а также предстоящую передачу ВЭБу $50 млрд. на расплату по корпоративному внешнему долгу, то получается, что Банк России за два месяца потерял более $100 млрд., или же треть своих валютных резервов».
Третий: «такая ситуация в мире называется «спекулятивная атака на курс». То есть банки и финансовые спекулянты наращивают свои пассивы в атакуемой валюте, курс которой контролируется и удерживается в определенных пределах центральным банком, и покупают на национальном валютном рынке более сильную валюту (традиционно доллар), добиваясь девальвации атакуемой валюты. Ровно по такой схеме был атакован британский фунт стерлингов в
В заключение Алексашенко пишет: «Никогда еще атака на национальную валюту не финансировалась собственным правительством. Ведь Минфин размещает свои депозиты в банках под 8% годовых. Это означает, что если в течение полугода ЦБ девальвирует рубль хотя бы на 5% (всего на 1,3 руб. по нынешнему курсу), то банки, возможно, заработают побольше Сороса».
ШУВАЛОВ
Возможно, ответы на часть поставленных выше вопросов, содержатся в интервью Шувалова «Financial Times», также опубликованном на прошедшей неделе.
Обратим внимание на высказывания интервьюера по поводу ситуации в банковской сфере и реальном секторе.
Первое. «Мы не хотим просто похоронить множество банков. Но в то же время мы хотим, чтобы банковский сектор консолидировался. Мы не хотим, чтобы банковская система попросту умерла. Мы хотим дать шанс тем банкам и акционерам, у кого есть возможности справиться».
Второе. «В условиях низкого уровня доверия банки прекратили выдавать кредиты, а эти отрасли (банки, ритейл и строительство — авт). нуждаются в оборотном капитале. Для того чтобы они получили оборотные средства, необходимо создать механизм «ручного управления» в банковской сфере, чтобы у банков была уверенность в том, что кредиты будут возвращены».
Третье. «Мы не готовы тратить наши внутренние кредитные ресурсы, чтобы национализировать то, что когда-то было приватизировано. У нас нет такой цели. Наша цель — предоставить кредиты, поскольку компании, которые получат эти кредиты, выживут и будут развиваться».
Главное. «Нам нужно еще две-три недели».
Шувалов, как всегда, более прост и словоохотлив, чем его нынешний патрон. В интервью он фактически признает, что никакого кризиса ликвидности нет, а есть установка на консолидацию банковского сектора, фактически — на перераспределение активов: средств компаний и частных вкладчиков, а также финансовых потоков банков-помоек.
Занятно звучит и такая мысль: «Мы не хотим, чтобы банковская система попросту умерла». Впрочем, более важным является такой вывод: у государства нет четкого плана по санации банковской системы, все происходит хаотично, решения принимаются «по обстановке».
Продолжим. Механизм «ручного управления» возможен лишь в том случае, если количество «управляемых» стремится к минимуму, на что, собственно, и направлена проводимая консолидация.
Нет ничего удивительного и в том, что в качестве приоритетных отраслей кроме банковской сферы Шувалов называет ритейл и строительство. Именно эти отрасли все последние годы выступали локомотивами роста ВВП.
Непонятно, однако, на что рассчитывают Шувалов и К в условиях нехватки оборотных средств у предприятий других отраслей, снижения платежеспособного спроса населения и приближающегося схлопывания мыльного пузыря в строительстве. Неужели Шувалов настолько беспечен, что в открытую, на весь мир, называет источники получения чиновничеством очередных коррупционных миллиардов?
Третье приведенное высказывание и вовсе противоречит здравому смыслу и мировой практике: «Мы не готовы тратить наши внутренние кредитные ресурсы, чтобы национализировать то, что когда-то было приватизировано».
Сейчас, наоборот, самое подходящее время для того, чтобы частично национализировать крупнейшие российские компании, выдав им ресурсы взамен акций, чтобы в дальнейшем провести реприватизацию, получив доход размером во многие десятки, а то и сотни процентов! Если правительство не хочет этим заниматься, пусть допустит страховые компании и негосударственные пенсионные фонды с их резервами и накоплениями. Тем самым будет создана финансовая основа для выполнения «социальных обязательств», о которых так любит говорить премьер.
Вместо этого правительство фактически покрывает убытки, полученные в результате бездарного менеджмента крупнейших российских корпораций, базовым элементом которого была спекуляция активами.
Шуваловское интервью было опубликовано неделю назад. Значит, у правительственных деятелей остались еще «одна-две недели». Если за это время искусственно вбитая в банковскую систему пробка не будет вынесена, необратимость негативных изменений станет очевидной.
Наконец, бросилось в глаза дежурное развенчание слухов о девальвации рубля: «У нас нет никаких планов в этом отношении. Мы считаем, что девальвация была бы вредной».
Эта фраза направлена исключительно на создание психологического эффекта, поскольку в условиях обвального падения цен на нефть и металлы, замедления темпов экономического роста, атаки на рубль со стороны российских финансовых структур, снижения международных резервов России и продолжающегося роста импорта неотвратимость пока еще плавной девальвации очевидна даже для студентов экономических вузов. Чем дольше власти будут откладывать девальвацию, тем более резкой она будет. Жили же с марта 2002 года по май 2003 года при курсе выше 31 рубля за доллар (максимальное значение курса 31,8846 рубля/$1 было зафиксировано 9 января 2003 года) и ничего.
МЕДВЕДЕВ
Президент в своем видеоблоге был немногословен.
Прежде всего, он отметил, что полномасштабного кризиса в стране еще нет:
«Что происходит в мире? Резкое снижение доступности кредитов ведет к падению спроса, сжимаются сами рынки сбыта, сокращается использование производственных мощностей и идут увольнения работников, что вызывает новый виток уменьшения спроса. Приостанавливаются инвестиционные программы, откладываются планы расширения производств. Скажу откровенно: Россия в этот тяжелый круговорот ещё не попала. И имеет возможности этого избежать».
Как будто и не было падения фондового рынка с 19 мая по 24 октября на 78,0%, строительный пузырь не находится на критическом уровне, инвестиции в основной капитал не сократились более чем на треть, а цена на нефть стабильно держится на отметке $140 за баррель! И даже если экономический кризис в России «еще не наступил», то избежать его в ближайшее время вряд ли удастся.
Смотрим дальше:
«Золотовалютные резервы и Стабилизационный фонд создавались именно для таких сложных периодов. И у нас есть возможность избежать валютного, банковского или долгового кризиса, пройти через сегодняшние трудности, не потеряв созданного потенциала».
Судя по темпам, с которым накопленные резервы транжирятся, «созданный потенциал» страна практически полностью потратит в следующем году. Что же касается банковского или валютного кризиса - то вот он, в ближайших к Кремлю банках и обменниках.
И долговой кризис нам пока не грозит. Особенно если проигнорировать такие показатели: на 1 июля 2008 года внешний долг Российской Федерации составил $527,1 млрд., в том числе долг негосударственного сектора — $488,3 млрд. Если учесть, что за III квартал этого года банки и предприятия хапнули за границей еще $26,6 млрд., то получится, что по итогам января-сентября негосударственный внешний долг вырос до $514,9 млрд. (международные резервы на 17 октября упали до $515,7 млрд)..
Указанное равенство означает, что в следующем году российские предприятия будут объявлять корпоративные дефолты по внешним обязательствам. Или не будут, так как значительная часть средств, якобы, принадлежащих иностранцам, на самом деле является деньгами, когда-то выведенными за границу. Впрочем, «кидать» выгоднее — механизм «кидняка» за последние годы отточен до блеска, а иностранцы его так и не изучили.
Конечно, «сейчас важно не только защититься от проблем, но и по максимуму использовать возникающие возможности, а их немало». Но еще более важно подвести черту под действовавшей на протяжении семи «тучных» лет спекулятивной моделью экономики, объявить виновных в ее культивировании и наказать наиболее одиозных личностей от экономики, наживших за эти годы миллиардные состояния. Ведь нашел же Гринспен силы признать собственные просчеты, заявив «я сделал ошибку, самонадеянно решив, что личный интерес организаций, особенно банков, — это лучший путь к защите держателей их акций», а у нас, значит, кишка тонка?
Остается пожелать президенту счастливой дороги на саммит лидеров 20 крупнейших государств, который состоится 15 ноября в Вашингтоне.
Правда, непонятно, кто будет представлять Америку — то ли бывший «друг Буш», то ли «избранный, но не вступивший в должность» новый президент США. А может, это будет Кондолиза Райс. Или Карлсон, который живет на крыше. Или «шмель, похожий на японца».
...В Вашингтоне недалеко от Белого дома находится площадь Свободы. На мраморной стеле, воздвигнутой на этой площади, написано: «Самое ценное, что есть в человеке — это его индивидуальность, главным условием реализации которой является свобода».
Америка, Америка... Не те у вас ценности.