В пятницу правительственная комиссия по административной реформе, которой руководит вице-премьер Сергей Нарышкин, одобрила в целом "примерные программы" противодействия коррупции - в федеральных и региональных органах власти. После доработки программы будут тестироваться на работоспособность: в случае с федеральными органами исполнительной власти - в 2007-2008 годах, с региональными - в 2007-2010 годах. Тексты программ идентичны. Осенью-зимой 2007 года после утверждения их и принятия главами ведомств и регионами внутренних программ на основе примерных последние должны быть запущены в действие.
Как сообщил Ъ Сергей Нарышкин, немедленно внедрять программу в федеральных органах власти не предполагается - сначала пройдет эксперимент в 18 регионах, называются Саратовская, Тульская, Челябинская и Калужская области. По словам участвовавшего в подготовке программ руководителя проекта административной реформы Центра стратегического развития Владимира Южакова, на эксперимент в 2007 году в федеральном бюджете запланировано 227 млн руб. Проект "примерной программы", имеющийся в распоряжении Ъ, позволяет предположить, что в случае признания эксперимента удачным он станет основой для новой антикоррупционной кампании в России.
Прежде всего, программа предполагает создание при органе власти "Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих": их создание предусмотрено указом №269 президента от 3 марта 2007 года. Ранее цели комиссий были расплывчаты, "примерная программа" требует от них координации работы с департаментом кадров и госслужбы и возлагает на эту пару новые функции - в первую очередь, составление и ведение "перечня коррупционногенных должностей" в органе власти.
Антикоррупционные меры программы ориентированы, в первую очередь, на контроль чиновников "перечня". В этот перечень, утверждаемый главой министерства, ведомства или регионального правительства, должны войти должности, связанные с распределением госресурсов (от решений по выделению средств по федеральным целевым программам и ФАИП), госзакупками, надзорно-контрольными мероприятиями, назначением на такие должности других чиновников. Кроме того, в перечень предлагается включить всех чиновников, которые контактируют непосредственно с гражданами в рамках госуслуг.
Самым важным механизмом контроля над чиновниками списка является их полный перевод на срочные контракты. Напомним, подавляющая часть госслужащих сейчас работает по бессрочным контрактам, увольнение их сложно и требует крупных компенсаций за исключением бесспорных случаев нарушения ими закона. С этим же связано и самое скандальное новшество "примерной программы" - предоставление потенциальным коррупционерам из списка "компенсационного пакета" - де-факто частичной компенсации из бюджета средств, которые чиновник теряет, отказываясь от взяток. Пакет включает в себя "социальный пакет" (по аналогии с соцпакетом в коммерческих компаниях) и "отдельный порядок оплаты труда с учетом возможного коррупционного вознаграждения". Сумма "компенсаций", указывает проект, должна быть "пропорциональна" коррупционным рискам.
Как пояснил Ъ Сергей Нарышкин, это не означает рост расходов на зарплаты чиновникам из бюджета. Текст программы предлагает руководителям ведомств самостоятельно изыскать средства на компенсационный пакет. Пакет можно получить, лишь находясь на госслужбе на срочном контракте, а в контракте могут быть описаны основания для его разрыва, не ограничивающиеся доказанным нарушением закона.
Предлагаемые средства контроля за "перечнем" не новы - это служебные проверки, видеозапись в кабинетах чиновников группы риска. Контрактом также может быть легализована прослушка телефонов без санкции суда. Новшеством являются требование полного раскрытия информации обо всех контактах чиновника по служебным вопросам и объявление непосредственно в трудовом контракте предельной суммы денег, которые чиновник имеет право иметь при себе, пребывая на рабочем месте.
"Газета" 26 июля. В администрации президента начата подготовка нового документа о статусе Совета безопасности. Ранее Путин заявлял, что в изменении статуса Совбеза необходимости нет.
По информации издания, Совет безопасности превратится в орган, контролирующий силовые ведомства, к тому же разрабатывающий политическую стратегию страны. Эксперты не исключают, что после ухода с поста президента Владимир Путин сам займет место секретаря Совета безопасности, сохранив рычаги управления страной.
Эксперт "Горбачев-фонда" Андрей Рябов считает, что "Путин, очевидно, приступил к реализации новой схемы композиции власти, которая должна быть уже при преемнике". В этой "новой композиции", как предполагает эксперт, Совету безопасности будет отведена роль одного из реальных центров власти и, возможно, своеобразного "противовеса президентским структурам". Рябов не исключает, что Совбез станет "некой теневой структурой", через которую Путин сможет влиять на российскую политику, уже не будучи президентом.
Президент России Владимир Путин 17 июля назначил исполняющим обязанности секретаря Совбеза России Валентина Соболева. Его предшественник Игорь Иванов 9 июля подал прошение об отставке. Главными кандидатами на этот пост считаются спикер Госдумы Борис Грызлов, глава Госнаркоконтроля Виктор Черкесов и помощник президента Игорь Шувалов. По мнению экспертов, новым секретарем Совбеза станет "фигура новая и лично преданная" Путину.
24.07.2007. ИД "Коммерсантъ". Ъ стали известны подробности готовящейся с мая 2007 года реформы в правоохранительных органах. Согласно законопроекту "О правоохранительной службе в РФ", разработанному в МВД и обсуждаемому в Белом доме, предполагается, что сотрудники всех силовых структур от МВД до службы судебных приставов будут включены в единую систему "правоохранительной службы", аналогичную военной и государственной гражданской службе. Реформа, по расчетам МВД, должна обойтись государству в 89 млрд руб. в год, и, возможно, поэтому она обсуждается неспешно.
В распоряжении Ъ оказался законопроект "О правоохранительной службе в РФ", разработанный под руководством МВД России и с марта 2007 года обсуждаемый в правительстве. Высокопоставленный представитель в МВД вчера подтвердил Ъ существование документа и сообщил, что по данному законопроекту была создана межведомственная группа для согласования норм проекта. "Согласование идет уже достаточно длительное время",- пояснил он. В администрации президента проект курирует ее глава Сергей Собянин.
Концепция реформирования правоохранительной службы разрабатывается с 2003 года - одновременно с началом реформы госслужбы. Тогда системы воинской службы и государственной гражданской службы в России были унифицированы. "Совместимыми" у госслужащих и военнослужащих являются и принципы прохождения госслужбы, система классных чинов и спецзваний, принципы социальных гарантий, обязанностей, подчинения и т. д. Но в восьми "силовых" ведомствах - МВД, МЧС, Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН), Госнаркоконтроле, Государственной фельдъегерской службе (ГФС), Федеральных таможенной и миграционной службах (ФТС и ФМС), Федеральной службе судебных приставов (ФССП) - прохождение госслужбы регламентируется разными законами, равно как и в системе прокуратуры и ФСБ России, которые проект закона не затрагивает. Проект предполагает с 2008 года создать "третью колонну" вертикали власти - правоохранительную службу.Реформа, согласно расчетам первого замглавы МВД Александра Чекалина, должна обойтись государству в сумме в 89,4 млрд руб. в год. Из них дополнительное финансирование МВД составит 35,7 млрд руб. в год, МЧС - 23,6 млрд руб., ФМС - 6,8 млрд руб. 12,8 млрд руб. в год должны выделить бюджеты субъектов федерации и муниципалитеты в адрес сотрудников МВД. Самыми значимыми окажутся расходы на обеспечение правоохранителей служебным жильем и субсидии на его приобретение.
Суть реформы, разумеется, не исчерпывается ростом госрасходов на правоохранителей. Унификация правил службы в МВД и других органах, как следует из проекта заключения премьер-министра Михаила Фрадкова на закон, преследует прежде всего антикоррупционные цели и повышение эффективности работы силовиков. Закон "О правоохранительной службе" рассматривается как закон прямого действия, в котором описаны принципы взаимодействия на службе, замещения должностей, ответственности служащих, применения ими насилия. Проект фиксирует невозможность несения правоохранительной службы при наличии судимости, вводит образовательные цензы.
Унифицируются и спецзвания правоохранителей - по роду службы правоохранителей предлагается делить на "милицию", "полицию", "юстицию" и "правоохранительные органы". Спецзвания дублируют "вертикаль" Минобороны - от рядового до генерала. Таким образом, впервые за последние 90 лет госслужащий имеет шансы дослужиться до генерала полиции.
Ограничения и запреты, накладывающиеся на служащего правоохранительной службы, отмечается в заключениях МВД и Минздравсоцразвития на проект, существеннее, чем на государственной гражданской службе. Статья 16 проекта ("Запреты") распространяет на служащего те же запреты, что и закон "О государственной гражданской службе" - на госслужащего. Исключение делается для запретов, которые препятствуют оперативно-розыскной деятельности. Запрет устанавливается на забастовки, на совмещение службы с коммерческой деятельностью, на участие в управлении АО (кроме участия в собрании акционеров).
Законопроектом служащему предлагается запретить отказываться от исполнения обязанностей, несущих угрозу жизни или здоровью, если это предусмотрено контрактом.
Для всех правоохранителей при поступлении на службу предлагается сделать обязательной процедуру декларации об имуществе и доходах - личных и членов семьи. В ряде случаев "антикоррупционная" дотошность авторов законопроекта выглядит очень внушительно. Так, пункт 4 статьи 17 проекта запрещает использовать декларации служащих для организации сбора пожертвований в фонды партий и общественных организаций.
Проект подробно описывает формы контракта с правоохранителем, вводит институт "испытания" при поступлении на такую службу (оно может проводиться без присвоения звания на срок от трех месяцев до года). Часть должностей на правоохранительной службе (они делятся на должности "правоохранителей" и "руководителей") замещается по конкурсу. Проект вводит и понятие "должностного регламента", которым должен руководствоваться госслужащий. Наконец, проект предполагает принесение впервые поступающим на правоохранительную службу присяги.
"Ведомости". Министерство финансов решило, что с каждой выпитой работником кружки кофе и чая компания должна заплатить налог на добавленную стоимость. Об этом пишет газета. Сейчас эти расходы бухгалтеры компаний относят на представительские.
По Налоговому кодексу реализация товаров, даже на безвозмездной основе, подлежит обложению НДС. Об этом говорится в письме Минфина в ответ на вопрос, должна ли организация, бесплатно предоставляющая своим сотрудникам продукты питания, платить с этой операции НДС.
Сейчас компании списывают расходы на продукты питания для сотрудников на представительские или на расходы по "обеспечению нормальных условий труда". Так они уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и не платят с них НДС. Юристы отмечают, что, скорее всего, налоговики будут считать расход кофе и чая банками и платить от стоимости каждой - 18 процентов налога.
"Время новостей". Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов подписал приказ о создании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников ведомства. Комиссии будут собираться каждый раз, когда будет получена информация о совершении налоговиком любого ранга и должности поступков, порочащих честь и достоинство сотрудника.
Сведения о неподобающем поведении сотрудников ФНС могут быть получены комиссиями от госорганов, судов, организаций и граждан. При этом анонимные жалобы рассматриваться не будут. На проверку информации отводится два месяца. Если председатель комиссии посчитает, что данные о "личной заинтересованности" сотрудника ФНС подтверждаются, он будет обязан поставить в известность об этом руководство данного служащего.
В результате, корыстного чиновника могут отстранить от должности до принятия решения комиссией, а по итогам расследования должен быть вынесен вердикт: либо рекомендация к устранению этого конфликта, либо передача материалов служебной проверки в правоохранительные органы.
"Коммерсант". Государственная Дума РФ приняла во втором чтении поправки к закону "О порядке формирования Совета Федерации", расширив круг лиц, которые не будут подпадать под "ценз оседлости".
Помимо действующих сенаторов, "ценз" не коснется бывших сотрудников силовых структур – военнослужащих, прокуроров, сотрудников ФСБ и МВД, имеющих не менее чем десятилетний стаж работы. Депутаты Госдумы разработали эту поправку совместно с представителями Совета Федерации. Смысл поправки заключается в том, чтобы не закрывать путь в верхнюю палату парламента для людей, чья работа была связана с неоднократной сменой места прохождения службы.
Поправки к законопроекту были одобрены депутатами большинством голосов.