По данным издания, инициатива внесения изменений в закон "О прокуратуре РФ" принадлежит Государственно-правовому управлению администрации президента РФ, а внесли его на рассмотрение Госдумы депутаты из "Единой России" Алексей Волков (бывший начальник УВД Курской области) и Алексей Розуван (экс-начальник Кировского областного УВД).
В компетенцию главного следователя переходит решение кадровых вопросов в рамках следственной вертикали. Процессуальные полномочия будут урезаны для самих прокуроров: они лишатся права возбуждать и прекращать уголовные дела, участвовать в предварительном расследовании и давать руководящие указания следствию. Этим будут заниматься исключительно следователи прокуратуры, МВД, ФСБ, а также дознаватели таможни и Госнаркоконтроля. Таким образом, прокурорам останутся только надзорные функции) и поддержание обвинения в суде. За прокурорами сохранится также право изымать дела у одного органа и передавать другому, возбуждать и расследовать дела в отношении самих следователей.
Работающих в органах прокуратуры следователей предлагается объединить в следственный комитет Генпрокуратуры, руководить которым будет первый заместитель генпрокурора, представляемый к назначению президентом РФ и назначаемый Советом федерации.
Наиболее вероятно, что идея данного законопроекта родилась в результате соперничества двух заместителей генпрокурора Виктора Гриня, курирующего следствие, и Александра Бастрыкина, руководящего надзором за расследованием уголовных дел. Последнего, как однокашника Владимира Путина по Ленинградскому госуниверситету и старосту его группы, прочат в первые председатели следственного комитета Генпрокуратуры. Этим будет решена также задача снижения концентрации власти в руках одного человека – генпрокурора Юрия Чайки.
Стоит отметить, что сам генпрокурор заявил, что поддерживает концепцию предложенного законопроекта "как первый шаг к созданию единой службы расследований и ее основу". Однако Чайка заметил, что самостоятельность следователей, руководителей следственных подразделений одновременно должна сопровождаться качественным прокурорским надзором за соблюдением законности в их деятельности, а несоблюдение этого баланса может привести к нарушению принципа состязательности – основного принципа российского уголовного процесса. Это, по мнению генпрокурора, необходимо учесть при дальнейшей работе над законопроектом в Госдуме.
Адвокат Дмитирий Аграновский выразил свои опасения по поводу того, что органы следствия могут полностью лишиться государственного контроля. "Практического смысла, по моему мнению, в этом нет. Это все может привести к обратному эффекту и этот новый комитет останется без контроля со стороны общества и власти", - сказал он в интервью Каспаров.Ru. Аграновский отметил, что в принятии законопроекта могут быть заинтересованы отдельные чиновники.